Много букв по проблеме «знания своей аудитории»

На днях слышал выступление Галины Юзефович, в котором она говорила, что критику всегда нужно знать, к какой аудитории он обращается и соответствовать ей: в «Медузе» не стоит употреблять термин «хронотоп», уместный в научном журнале, а в глянце неприемлем даже термин «коннотация», уместный в «Медузе». На первый взгляд, это суждение абсолютно очевидно, но я сразу почувствовал скрытую проблему и вот почему. Я более 20 лет работаю в прессе, и все эти годы во всех изданиях вопрос знания своей аудитории был крайне тяжелый. Очень редко редакции и издательские дома вкладывались в социологию, это было дорого, и ответы были не самые информативные — в том числе потому, что у любого читаемого издания, кроме самых узкоспециальных, вроде «Директор магазина», аудитория довольно эклетичная, и нет в сущности реально эффективных методов ее описания (может, маркетологи не согласятся).

Что же говорила сама Галина Юзефович о выборе аудитории? Она сказала три вещи:

1) как творческий человек она не может выйти за пределы определенного присущего ей диапазона. Отлично, только это не соответствие аудитории, а жизнь вопреки последней.

2) Она надеется, что нравится людям, которые на нее похожи; гипотеза правдоподобная, но, скорее всего, не верная. Привыкнуть к голосу определенного автора — не значит быть на него похожим.

3) Она выбирает язык и стиль сообразно изданию. Это очень важное обстоятельство.

Ибо в сущности у нас в прессе, публицистике и т.д. именно выбор языка (стиля, формата) и заменяет выбор аудитории. Язык- эрзац аудитории. Аудитория неизвестна, а язык известен и его можно выбрать. Во многих случаях это рационально, поскольку если стиль удачный и давно практикуется — читатель к нему привык, научился «считывать» и таким образом. определенность стиля и формата действительно является средством улучшения коммуникации с «неопределенным кругом лиц».

Однако, надо осознавать, что стиль и формат- не аудитория и не читатели, они всего лишь отражают традиции данной редакции, и иногда даже инертность редакции — которой, в этой непонятной ситуации проще придерживаться выбранных форматов, ссылаясь на концепцию «фирменного стиля». Однако далеко не всегда, придерживаться формата — лучшая стратегия, а главное динамика стилей не совпадает с динамикой аудитории, читатели приходят и уходят, один и тот же человек может читать и «Медузу» с коннотациями и глянец без коннотаций и т.д. Соблюдать формат проще и спокойнее, но экспериментировать и нарушать его иногда очень полезно. А знать аудиторию, к сожалению, очень трудно, а часто невозможно.

LED-светильники и панели лучше заказывать на сайте Импульс Света.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *